Лыгин

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЫГИН

 Жизненный путь этого человека сложился неоднозначно. Чрезвычайная творческая активность в зрелом возрасте сменилась после революции на практически полное творческое бездействие. Весь парадокс в том, что в советское время архитектор построил чрезвычайно мало (а скорее всего ему не позволяли это делать). Всю свою творческую энергию он отдал своим многочисленным студентам.

Лыгин родился в мае 1854 года в городе Кременчуге Полтавской губернии (современная Украина). Его отец, Константин Михайлович, происходивший из «обер-офицерских детей», закончил Императорский Харьковский университет и работал на таможне. Мать, Екатерина Мартыновна Болль, происходила из купеческой семьи и была католического вероисповедания. Одно время семья проживала в Польше, где отец был «членом таможни» в городе Сосновецк. Мальчика сначала отдали на учебу в первую русскую классическую гимназию в Варшаве, после окончания которой он изъявил желание поступить в С-Петербургскую Академию художеств. Успешно сдав вступительные экзамены, бывший гимназист Лыгин стал студентом ведущей архитектурной школы России.

Начав учебу, Лыгин уже на первых курсах стал демонстрировать свои незаурядные способности в «художествах», получив сначала малую и большую серебренные медали, а затем заработал высшую поощрительную награду Академии — большую золотую медаль. И вот, наконец, 30 октября 1879 года за исполненную программу «Инвалидный дом на 1000 человек низших чинов и 50 офицеров» молодой человек определяется советом Академии в звании классного художника I степени с правом на чин X класса.

Удивительно, что после окончания Академии молодой архитектор достаточно бурно (другого слова не подберешь) включается в архитектурную деятельность. Во-первых, он участвует сразу в трех архитектурных конкурсах: составляет проекты на конкурсные программы на здание Новгородского реального училища (проект премирован), пассажа в Казани, получая почетную 2 премию. За конкурс на надгробие-памятник над могилой павших нижних чинов лейб-гвардии Финляндского полка архитектор имеет почетный отзыв от С-Петербургского общества архитекторов. Во-вторых, его проекты в 1880 году дважды печатаются в ведущих архитектурных периодических изданиях: в журналах «Зодчий» и «Мотивы русской архитектуры». В-третьих, в 1881 году Лыгин вступает в С-Петербургское общество архитекторов и становится его действительным членом. Такая активность не могла не остатся не замеченной.

И действительно, в первые годы после окончания Академии Лыгин работает в качестве помощника у известных и видных практикующих архитекторов, у академика архитектуры А.Л. Гуна, профессора П.П. Шруйбера и академика архитектуры В.А. Шретера. Последний был чрезвычайно деятельным зодчим, много проектировал частным образом. Долгое время Шретер был главным архитектором императорских театров, занимался перестройкой Мариинского театра, построил театры в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде. Он то и рекомендовал молодого зодчего для строительства особняка городского головы Самары П.С. Субботина. В течении трех лет, с начала постройки в 1881 году до ее окончания в 1884, Лыгин находился в Самаре, занимаясь сооружением дома, который, как он сам отмечал, был весьма сложным «в смысле технического и художественного характера». Зодчий «исполнил означенную постройку безукоризненно, — отзывался заказчик, — прочно, тщательно, с большим вкусом и с полным знанием своего дела». Вернувшись в С-Петербург Лыгин снова подрядился к Шретеру на частные заказы.

Вскоре ему поступает весьма выгодное предложение от Главной казарменной комиссии при главном штабе на проектирование воинских казарм. Лыгин, заручившись рекомендацией академика архитектуры, профессора И.С. Китнера, поступает на службу в комиссию и командируется на строительство казарм сначала в Сызрань, а затем, по личной просьбе («по расстроенному здоровью») на Кавказ, в город Телав, Тифлиской губернии. За постройку казарм Лыгин неоднократно получал благодарности от вышестоящего начальства, даже от военного министра, а в ноябре 1893 году «за отличную усердную и полезную деятельность по сооружению казарм» ему был «пожалован» орден Св. Станислава III-й степени. Здесь же, на Кавказе, Константин Константинович вступил в брак с дочерью надворного советника Купровича «девицею» Анной Ивановной, которая была на два десятка лет моложе своего супруга.

Почти десять лет своей жизни Лыгин отдал строительству воинских зданий, в это время вырабатывался его практический опыт, он достаточно быстро овладел всеми практическими навыками архитектурного мастерства, свободно владел современными ему композиционными, планировочными и художественными приемами.

В 1895 году Лыгину поступает приглашение на работу в Сибирь на строительство зданий и сооружений Среднесибирской железной дороги, которое он принимает. Управление находилось в Томске, и Лыгин отправляется в старейший сибирский город. В это время он уже был зрелым сорокалетним мужчиной и вполне сформировался как зодчий-эклектик.

Судьба распорядилась так, что архитектор остался здесь, в Сибири, надолго. Сибирь захватила зодчего возможностью много проектировать и строить, преподавать в институте, иметь полноценное духовное общение с местной интеллигенцией …

Не смотря на «казенный» характер многих зданий и сооружений, которые возводились по железной дороге, как сейчас бы сказали «по типовым проектам», Лыгину поручались и индивидуальные проекты. Это были в основном культовые здания и вокзалы. Собор Александра Невского в молодом прижелезнодорожном поселке Новониколаевске, церкви на станциях Тайга и Петропавловск, железнодорожный вокзал в Красноярске.

Имея превосходную репутацию, Лыгин получает много крупных заказов от томских купцов и промышленников — от Г.Ф. Флеера, И.И. Орловой, И.И. Смирнова, Е.И. Кухтерина и других. Строит жилые дома и загородные дачи. Наибольшую же известность принесло Лыгину выстроенное им в 1900 году здание Общественного собрания на Почтамтской улице в Томске (Дом офицеров). На той же улице и в то же время архитектор возводит для торгового дома «Е. Кухтерин и сыновья» трехэтажное здание (здание мэрии), где кроме помещений заказчика находились арендные площади губернского казначейства и казенной палаты. Почти в тех же архитектурных формах и в такой же угловой композиции была решена и постройка торгового дома «Г. Голованов и сыновья» (администрация северного округа); те же декоративные формы, башенки и мансардные окна с обрамлением барочного характера.

В 1902-1904 годах на деньги торгового дома Кухтерина и на его участке земли Лыгин возводит на Соляной площади двухэтажное здание окружного суда (пер. Макушина, 8) со скульптурой Правосудия наверху. Здание более сдержанное по декору, с использованием ордерных форм. В еще более «холодной» и сложной пластике выстроено другое лыгинское здание — Томское коммерческое училище (Соляная пл., 3).

В последующие годы зодчий трудится над крупнейшим комплексом зданий женского епархиального училища (пр. Кирова, 49) по проекту, утвержденному самим обер-прокурором Святейшего Синода.

Уже в первом десятилетии XX века меняется творческая манера зодчего. Влияние стиля модерн сказывается все ощутимее. Так, в декоративной обработке здания аптеки «Штоль и Шмидт», построенной на Почтамтской улице (Ленина, 54), архитектор активно применяет новую и модную деталировку. В декор дома оказались вписаны не только медицинская символика, но и начальные буквы («S») основателей известной аптечной фирмы. Также «модерновый» особняк Г.Ф. Флеера (Дворец бракосочетания) архитектор обрабатывает в растительной орнаментике, как бы сопоставляя и пробуя разные приемы декорации на своих зданиях.

В эти же годы Лыгин строит трибуны и павильоны городского ипподрома, церковь на спичечной фабрике Е. Кухтерина. В 1912 гг. возводит двухэтажное училище имени Н.И. Пирогова (ул. Пирогова, 10) — здание эклектической архитектуры со стилизацией под средневековый замок. «Здание, — сказано в приемочном акте, — производит весьма благоприятное впечатление, никаких существенных дефектов не обнаружено, учителя … в восторге от школьных помещений». Тогда же, выполняя заказ купца И. Гадалова, он производит капитальный ремонт его магазина (пл. Революции, 2), придавая зданию новую архитектурную трактовку, характерную для стиля модерн. В Бийске Лыгин строит дом-особняк для М. Ассановой, который уверенно можно вписать в список «модерновых» построек архитектора.

Последняя дореволюционная работа Лыгина в Томске — Думский мост через реку Ушайку, на месте моста, построенного в свое время декабристом Г.С. Батеньковым. Техническая часть проекта выполнялась известной в то время фирмой, специализирующейся на железобетонном строительстве — фирмой «Ц. Любинский и Э. Векер». Лыгин выполнял художественную часть проекта. Он привнес в Томск морскую тематику, снабдив мост ростральными колоннами с морским декором. По разным причинам многие работы зодчего не были осуществлены — проект дома для мещанского общества, государственного банка, сибирского торгового банка…

После революции архитектор, классный художник 1-й степени, бывший член-корреспондент Императорского общества архитекторов, Лыгин проектирует мало — нового строительства почти не велось. Сохранились его проекты той поры — памятника борцам революции и здание сельсовета. Оба маловыразительные, имеющие формально символический характер.

Особую страницу в творческой биографии архитектора занимает его научно-педагогическая деятельность. С первых дней работы Томского технологического института в 1900 году Лыгин начинает трудится в нем нештатным преподавателем на кафедре архитектуры. В 1906 году архитектор переводится в штат для преподавания по архитектурному проектированию и рисунку, а в 1924 году он утвержден в звании профессора. Дипломные проекты под его руководством выполнялись в «исторических стилях», как, например, проект музея, скрупулезно имитирующий формы древнеегипетской храмовой архитектуры, с фигурами богов, сфинксов, с обелисками, храмовыми пилонами, на фоне каменной пирамиды, или как здание почтамта, выполненное в эклектических формах архитектуры европейского возрождения и барокко.

Уже будучи в преклонном возрасте Лыгин не смог перейти на позиции функционально-конструктивистской архитектуры, новой архитектуры уже советского времени. Его звали преподавать в Новосибирск, в только что открывшийся Сибстрин (строительный институт), но уехать туда архитектор так и не решился. Творческое наследие его огромно, во всей Сибири имя его считалось одним из авторитетнейших среди архитекторов.

По материалам В.Г. Залесова, Т.Н. Манониной