История

АРХИТЕКТОРЫ ТОМСКА ПРОШЛЫХ ВЕКОВ

Впервые должности архитекторов в провинциях России были введены по указу Екатерины II лишь в конце ХVIII века. Своим «учреждением о губерниях» 1775 года она разделила огромную страну на 50 губерний, для каждой из которых была назначена новая должность губернского архитектора. Томск в это время входил в состав Тобольского наместничества и им занимался губернский архитектор Тобольска. Также для проектно-строительных работ в Томск приглашались военные инженеры, геодезисты и землемеры, находившиеся на службе в сибирском крае.

В 1804 году образовывается Томская губерния, Томск становится губернским городом, в его штат вводится должность губернского архитектора. Первым губернским архитектором Томска был Михайло Малышев, приглашенный из Тобольска. После него работали выпускники Академии художеств Петр Раевский (который до Томска работал помощником у шотландца Чарльза Камерона в Царском селе), дворянин лютеранского вероисповедания Карл Турский, архитектор Алексей Арефьев (принятый в Академию художеств «по воле императрицы Марии Федоровны» сначала для «усовершенствования в живописи», а затем на архитектуру), а также ряд военных инженеров, среди которых наибольшую известность приобрел весьма деятельный инженер А.П. Деев.

В 1830-х годах в Томске (как и по всем губерниям в России) была образована губернская строительная комиссия. В ее штате были две архитектурные и две инженерные должности. Комиссия под разными названиями существовала вплоть до начала XX века.

Многие из архитектурных чиновников приезжали в Сибирь сразу после окончания столичных институтов, другие — после многолетней практики в российских городах. Кто-то стремился воплотить свои творческие замыслы в глухой провинции, кто-то рассчитывал на высокое жалование (за каждые 5 лет сибирской службы была установлена 25 процентная прибавка) и служебное благополучие, а кто-то просто бежал от столичной суеты или надеялся на быстрый рост карьеры после сибирской службы.

Кроме службы в комиссии, архитекторы приезжали в Томск на другие вакансии, которые открывали министерства и ведомства царской России. Одними из первых «своего» архитектора в Томске назначили Священный синод и Министерство финансов, затем, после образования Западно-Сибирского учебного округа (1885), и Министерство народного просвещения. В конце XIX века к ним добавляется Министерство путей сообщения, строившее Транссибирскую магистраль.
С 1830-х годов в архитекторе постоянно нуждается городское управление Томска. В Томской городской управе в начале XX века формируется целый штат архитектурно-инженерной службы во главе с городским архитектором. На замещение этой должности начали объявлять всероссийские конкурсы. Избранный Думой в 1911 году гражданский инженер Лука Князев из С-Петербурга конкурировал в Томске с десятью кандидатами, одним из которых был молодой выпускник Академии художеств Григорий Бархин — впоследствии ведущий советский зодчий.

Работали в Томске и те, кто попадал сюда «в приказном порядке». Одни, отбыв положенное, сразу возвращались обратно. Иные оставались. В виде «исправительной меры» работали здесь архитектор Георгий Летучий, отставной полковник, военный инженер Михаил Приоров. Предполагается, что частной практикой в ссылке мог заниматься декабрист Гавриил Батеньков, лишенный возможности «состоять в должностях».

В Российской империи архитекторов готовили несколько учебных заведений. Это, прежде всего, Академия художеств (С-Петербург), Московское училище живописи ваяния и зодчества и Институт гражданских инженеров (С-Петербург). Кроме этого архитекторов готовили в Рижском политехническом институте и, с начала ХХ века, в Томском технологическом институте. Выпускники почти всех архитектурных школ России были представлены в Томске.

Работали в Томске даже академики архитектуры. Архитектору Якову Набалову «за сочиненные проекты и произведенные постройки» в Томске и Красноярске в совете Академии художеств было присвоено звание академика. Другой академик архитектуры — Николай Шенфельд, прибыл в Томск уже с академическим званием и проработал здесь около 4 лет, вернувшись в С-Петербург. Архитектор Андрей Македонский пытался выполнить конкурсную академическую программу, но искомое звание академика не получил и, потерпев фиаско, отчаявшись, пишет прошение о переводе на службу в «восточный край».

Все архитекторы более или менее систематически занимались частной практикой, вели самостоятельную проектную работу в свободное от служебных обязанностей время. Заказчиком для них выступали средние и крупные землевладельцы, новая буржуазия, богатые купцы-застройщики, а нередко и целые общества.

Самый маститый на рубеже веков томский архитектор Константин Лыгин большую часть своих построек запроектировал частным образом. В начале XX столетия возникло много частных проектно-строительных фирм, контор, товариществ и др. Некоторые из них, такие как товарищество «Ц.Любинский и Э.Векер», например, составляли достаточно серьезную конкуренцию персональным проектировщикам, выполняя, кроме всего прочего, и железобетонные работы. В сферу частного заказа входили практически все типы зданий и сооружений, начиная от жилых и доходных домов и заканчивая промышленными постройками и культовыми зданиями.

Крупные архитектурные силы были сосредоточены на инженерно-строительном отделении Томского технологического института, которое было открыто в 1902 году. В 1906 году декан отделения А.Э. Сабек и преподаватель института молодой архитектор А.Д. Крячков выступили перед руководством института с предложением об организации на инженерно-строительном отделении ТТИ архитектурной специальности. Предложение было поддержано в министерстве, и в 1909 г. на факультете было открыто подотделение, которое должно было готовить архитекторов или, как их тогда называли, — гражданских инженеров. В итоге на инженерно-строительном отделении готовили специалистов по пяти направлениям: мосты, сухопутные пути сообщения, водные пути сообщения, коммунальное хозяйство, архитектура. Все они получали дипломы со специальностью «инженер-строитель».

К работе на факультете руководством института были привлечены практически все ведущие инженеры, архитекторы и художники Томска, приглашались специалисты из других университетов и городов. Так, преподавание дисциплин на факультете вели инженер-технолог М.Н. Кошурников, инженер-строитель П.А. Миняев (кафедра строительного искусства), инженер путей сообщения Я.И. Николин (кафедра санитарной техники), инженер путей сообщения П.А. Микулин (кафедра портовых сооружений). Черчение преподавал инженер-технолог Н.В. Гутовский, архитектурное проектирование — архитектор, классный художник I степени К.К. Лыгин, архитекторы-художники П.Ф. Федоровский, В.Ф. Оржешко, гражданские инженеры Ф.Ф. Гут, А.Д. Крячков, К.А. Заранек, Б.К. Постников и В.М. Сухоровский, рисование — классный художник 3.А. Рокачевский, художник В.М. Мизеров. Большинство из них закончили высшие художественные и инженерные школы С-Петербурга, Москвы, Киева и др. российских вузов.

К 1930 г. в Томске на инженерно-строительном факультете было подготовлено 84 архитектора, а сама архитектурная специальность имела престижное значение и занимала приоритетное положение на факультете.

По материалам В.Г. Залесова, Т.Н. Манониной